Адрес: г. Москва, станция метро Третьяковская, ул. Малая Ордынка, д. 9.
Время работы:
- Суббота-воскресенье – с 12.00 до 19.00;
- Четверг – с 13.00 до 21.00;
- Понедельник, вторник – выходные дни.
Цена билета – 200 рублей; льготный – 100 рублей.
В доме №9 по ул. Малая Ордынка, граничащем с Голиковским переулком, в 1823 году родился Александр Островский – знаменитый драматург. В дальнейшем здание превратили в музей, насчитывающий множество экспонатов, относящихся к его жизни.
Кто такой Александр Островский?
Островский – известный московский драматург, который сделал очень много для развития литературы и общества как столицы, так и всей страны. При его жизни в Малом театре было поставлено 46 пьес по произведениям, написанным им. Он инициировал общественную организацию композиторов и писателей, артистический кружок. Его называют Колумбом старой Москвы – это послужило причиной того, что тема столицы стала основной темой в доме-музее.
В обстановке внутри помещения прослеживается та социальная среда, в которой он родился, и которая вдохновляла его на творчество.
Что находится на первом этаже?
Первый этаж занимают спальня, столовая, кабинет Островского-старшего – Николая, и Красная гостиная. Комнаты, которые ранее занимала семья драматурга, обставлены скромно и просто. В них расположены кровать, кресла, буфет, ширма, секретер. В столовой на стене висит портрет отца, на секретере в кабинете Н.Ф. Островского – открытый на первой странице «Указатель законов Российской империи для купечества», а также уже оплавленная свечка.
Книжный шкаф заполнен книгами, которые можно видеть и в библиотеке – это и «Русский Феатр» с лучшими пьесами 18 века, и журнальная периодика, и классические произведения. Шкатулку драматурга можно видеть на небольшом столике в спальне.
Зайдя в Красную гостиную, посетитель найдёт биографические материалы. В этой комнате Островский зачитывал пьесы, которые он писал в самом начале своего драматургического пути - их, к сожалению, не допускали к постановке.
Можно увидеть и Первую московскую гимназию, расположенную на Волхонке – её рисунок висит на стене. Здесь же – письмо, в котором драматург просит принять его на службу в Совестной суд, вместе с автографом, афиши середины 19 века, литография Воскресенской площади.
Посетители увидят «Московский городской листок», выпущенный в 1847 году, где Островский публиковался впервые. После этого Александр Николаевич понял, что его призвание – быть писателем.
Расположены здесь и портреты друзей драматурга, которые работали в журнале «Москвитянин», где была опубликована его пьеса «Свои люди – сочтёмся!».
Далее проходим по деревянной лестнице, которая ведёт на второй этаж, и переносит гостя в старую Москву.
Что находится на втором этаже?
Гравюры и картины, развешанные по стенам, демонстрируют Александровский сад, Кремль, Марьину рощу, Кузнецкий мост, Петровский парк.
В верхних сенях можно видеть и небольшой макет Малого театра – он был сделан Покровским И. в середине 19 века. Он повторяет в точности не только внешний вид здания, но и внутреннюю обстановку – зрительный зал, часть сцены.
Те, кому нравится пьеса «Гроза», обрадуются, увидев, что одна комната Дома-музея полностью посвящена её истории. На стенах размещены афиши о премьере спектакля в Малом театре в 1859 году, фотографии исполнителей, среди которых Снеткова Ф., Никулина-Косицкая Л., Васильев С., Рыкалова Н., Линска Ю. В комнате находятся декорации художника Головина А. и эскизы костюмов для лучшей постановки «Грозы». Она состоялась в Александринском театре в 1916 году.
Каждая комната имеет экспозиционную тему. Например, представлены «Дворяне и чиновники», «Актёрская комната», «Замоскворечье», «Психологическая драма». В 19 век уносят гостей музея стены – непокрашенные, без штукатурки, и общая обстановка. Печь поблёскивает бледно-голубым цветом, стол накрыт скатертью, вышитой по плетенью, стоящий на нём самовар из меди, фикус и подставка для сладостей – деревянное резное блюдо.
Основа экспозиции – литография панорамы, на которой запечатлено Замоскворечье, а также материалы пьесам соответствующего цикла.
Гости очутятся и в дворянском клубе – лобмерный стол, на котором накрыто сукно зелёного цвета, и позолоченные бронзовые шандалы, оплывшие толстые свечи, сейф с двойным дном. Можно увидеть и фотографию «Доходного места» - первой его постановки, и материалы «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги».
Одно из помещений хранит старинную гитару «Циммерман», керосиновую лампу, вылитую из белого металла, портрет Комиссаржевской В. – артистке, которой удалось лучше всего исполнить роль Ларисы в 1896 году.
Современники драматурга прозвали его «рыцарем театра» благодаря его глубоким познаниям в области жизни сцены, психологии и быта актёров. В одной из комнат висит групповой портрет, на котором изображена труппа Малого театра в 1879 году. Здесь Ермолова М., Федотова Г., Самарин И., Ленский А., Музиль Н., Никулина Н. и другие артисты и артистки. Рядом – реквизит и личные вещи этих известных деятелей искусства.
Целый зал посвящён пьесам Островского, поставленным после Революции. Среди режиссёров присутствует и К. Станиславский.
Путешествие подходит к концу, но посетитель может ближе познакомиться с творчеством известного драматурга, посетив экскурсии, посвящённые ему – А.Н. Островский и Малый театр, А.Н. Островский и его психологическая драматургия, Сценическая история пьесы «Гроза», и другие.