- Адрес: Москва, Малый Толмачёвский переулок, д. 9, м. Третьяковская
- Время работы: Ежедневно, кроме понедельника с 12 до 16 часов
Храм Святителя Николая, расположенный в районе Замоскворечье, имеет более чем 300-летнюю историю и статус музея, являясь демонстрационным залом Государственной Третьяковской галереи. Здесь не только принимают экскурсионные группы и туристов, но и по-прежнему ведутся богослужения, открытые для прихожан.
Известные прихожане и служители храма
На протяжении 28 лет в Храме Святителя Николая служил Федор Соловьев, впоследствии известный как старец Алексий Зосимовский. Особую популярность у мирян получил за уникальные вокальные данные и самоотдачу Русской Православной Церкви. В августе 2000 года канонизирован в лике преподобных.
К знаменитым прихожанам храма относится и П.М. Третьяков, современник игумена, удостоенный от него многих хвалебных речей за его страстную молитву и христианское прилежание. Меценат не просто жертвовал деньги на ремонт и строительство храмовых зданий, но и служил примером для всей паствы в независимости от социального ее положения. Третьяков неоднократно приобретал за свой счет церковную утварь и иконы, которые передавал священнослужителям Храма Святителя Николая.
В 1924 году богослужение здесь провел сам патриарх Московский и всея России Тихон, канонизированный в 1981 году в лике святителей.
В 1889 году служение в храме принял на себя Дмитрий Касицын, протоирей и духовный писатель, ранее этот церковный пост занимал его тесть епископ Виссарион, прославившийся в миру своей просветительской деятельностью.
Экспонаты музейного отдела храма
Главным экспонатом постоянного хранения Храма святителя Николая является Владимирская икона Божьей Матери, признанная в Русской церкви одной из самых почитаемых и чудотворных. По преданию, написана апостолом Лукой, в Россию, а точнее на Русь попала в качестве подарка в XII веке. После длительного странствия по русским городам в 1395 году была привезена в Москву, где оберегала столицу от нашествия Тамерлана. В 1930 году икона передана Третьяковской галерее, а с сентября 1999 году хранится в храме-музее.
Не менее известный экспонат, хранящийся здесь на время праздника Святой Троицы - художественная работа Андрея Рублева, прославленная и чтимая русская икона «Троица», написанная в XV веке. По правительственному постановлению принадлежит Третьяковской галерее, в храме выставляется ежегодно с 1997 года. Постоянно хранится в зале древнерусской живописи в ГТГ.
Помимо перечисленных святынь, прихожане и туристы могут увидеть оригинальные иконы главного и боковых иконостасов, заалтарные кресты, церковную утварь и другие литургийные предметы различных временных периодов.
История появления храма
Строительство храма Святителя Николая началось в 1697 году на средства добровольных жертвователей. Пятиглавое каменное здание выстроил Лонгин Добрынин, прихожанин местной церкви, первое упоминание о которой датируется 1625 годом и находится в Приходской книге Патриаршего приказа.
В последующее время храм неоднократно достраивался, получая новые помещения. В 1770 году вдовой купца Демидова, состоявшего в первой купеческой гильдии, была пожертвована крупная денежная сумма, которая позволила в трапезной построить Покровский придел.
Следующим крупным строительством стало возведение в 1834 году новой колокольни и перестройка трапезной по проекту Ф.М. Шестакова. Средства на работы были собраны прихожанами, а реконструкция помещений была одобрена Митрополитом Филаретом.
Спустя 22 года началась глобальное обновление главного алтаря и четверика, но в итоге первый был полностью перестроен. Большую часть средств прихожан, собранных на строительные работы, составили пожертвования А.Д. Третьяковой, а также ее сыновей, включая П.М. Третьякова, ревностного христианина, уже начавшего на тот момент сбор галереи картин, впоследствии ставшей достопримечательностью Москвы мировой значимости.
В новой советской России храм по решению властей был закрыт в 1929 году, возобновление богослужений с последующей реставрацией началось только в 1993 году. Спустя четыре года строительные работы завершились, наиболее значимыми их результатами стали восстановление пятиглавия четверика и возведение колокольни.
Мастерам удалось полностью воссоздать историческую настенную живопись, пристенные киоты и три иконостаса. Возобновление богослужения в храме у прихожан было встречено бурным одобрением, а открытие музейного направления не только расширило паству, но и привлекло многочисленных паломников и туристов.