Музей железнодорожного транспорта на Рижской является важной составной частью Музея Московской Железной Дороги. Появился он относительно недавно, летом 2004 года. Самым главным достоинством музейного комплекса является его многофункциональность. Он занимает не только несколько выставочных павильонов в районе Рижского вокзала, а и недействующие железнодорожные пути.
История появления музея железнодорожного транспорта
Изначально учреждение носило наименование Музея Московской Железной Дороги, однако после того, как в 2011 году появилась вторая часть композиции, расположенная на Павелецком вокзале, официальное название комплекса было изменено на текущее.
Россия обладает одной из наиболее развитых систем железнодорожного сообщения. И развитие данной отрасли транспорта в нашей стране имеет множество поводов для гордости. Чтобы сохранить историю для потомков, дирекцией РЖД было принято решение обосновать в столице музейные комплекс, который будет показывать эволюцию железной дороги и транспорта, использовавшегося на ней в разные временные отрезки.
Так, в 2004 году на Рижской впервые открылся музей железнодорожного транспорта. Изначально тут были представлены исключительно образцы железнодорожной техники. Однако, люди, посвятившие свою судьбу железной дороге не остались забытыми. В настоящее время открыто несколько павильонов, где представлены удивительные музейные экспонаты частного образца – фотографии, личные вещи, киносюжеты, коллекция фирменной одежды и многое другое.
Экспозиция музея
Экспозиция музейного комплекса представлена огромным разнообразием техники и различных предметов и вещей, имеющих отношение к развитию железной дороги в нашей стране. Среди самых заметных экспонатов тут следует отметить:
- Натуральные образцы железнодорожной техники, эксплуатируемые в различные исторические эпохи. Здесь представлено 13 разновидностей паровозов, 9 электровозов, 10 вариантов тепловозов и 7 типов электропоездов;
- Частная коллекция. Когда было заявлено о создании музея, бывшие сотрудники начали помогать руководству РЖД с поиском экспонатов для будущих композиций. Их было очень много, в результате чего в отдельных выставочных комплексах появились стенды, на которых представлена документация, ранее находившаяся под грифом секретности, коллекция фирменной одежды, фотографии и кинохроника из жизни железнодорожников и многое другое;
- Макет Москвы. Он имеет размер, сопоставимый с трехкомнатной квартирой, и на нем отмечены не только действующие железнодорожные линии столицы, но и основные достопримечательности. По макету курсируют поезда, что вызывает особый интерес у детей;
- Техническая площадка, на которой представлены экспозиции, посвященные технике. Здесь можно узнать об особенностях работы раздвижных железнодорожных путей, посмотреть на внутреннюю часть поездов и почувствовать себя настоящим ремонтным мастером;
- Паровоз У127, также известный как «траурный поезд Ленина». Данные экспонат является одним из самых ценных в музейном комплексе.
В целом, представленные тут образцы характеризуются еще одной особенностью. Они все находятся в рабочем состоянии. Относительно пополнения коллекции руководство музея утверждает, что активно работает над этой задачей. Одно время даже говорили, что в качестве экспоната на Рижском вокзале может появится специальный состав, который в советское время использовался для перевозки ядерного вооружения. Однако, учитывая. Что до сих пор данные составы находятся под грифом секретности, и обо всех их технических параметрах ничего не известно, от данной идеи было решено отказаться.
Современное состояние музейного комплекса
Помимо представленных образцов передовой железнодорожной техники российского производства, а также выставочных залов, территория музейного комплекса на этом не ограничивается.
Музей расположен на Рижском вокзале, здание которого само по себе представляет огромный интерес с исторической точки зрения. Большая часть строения признан объектом культурного наследия, и потому, нередко в состав музейной композиции также включают и экскурсионные маршруты по зданию вокзального комплекса.
Так как свободное пространство тут весьма ограничено, а в РЖД готовы предоставить для музея еще немало уникальных экспонатов, вполне вероятно, что в скором времени в Москве появится третья часть Музея железной дороги.