Адрес: г. Москва, Соборная площадь.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме четверга.
На Соборной площади находится Церковь Ризоположения – храм не такой известный, как Архангельский или Успенский соборы, однако тоже представляет интерес.
История создания церкви
История собора начинается с давних времён. В 5 веке от Рождества Христова недалеко от Назарета была найдена риза Богородицы. Её отправили в Византию, а на этом месте воздвигли храм. В последующем риза не раз спасала Константинополь от нападения противников и захвата города. День же, когда она была обретена, превратился в праздник в нашей стране, благодаря перенятой религии и обрядам Византии.
В 1451 году, накануне очередного празднования, к Кремлю подошло татарское войско. Они подожгли все постройки из дерева, которые находились вокруг крепости, а от дыма пострадали кремлёвские защитники. Митрополит Иона, пробираясь через град стрел и дым, провёл крестный ход, обращаясь за помощью к Пресвятой Богородице. Его молитва принесла свои плоды, и наутро татар уже не было – ночью всей армии приснилось, что на них, нападает русское войско.
В честь этого чудесного события Иона принял решение воздвигнуть церковь. Посвящена она была Положению Ризы Богородицы. Так, ближе к концу 15 века, на Соборной площади появилась ещё одна молельня.
Из-за того что собор был расположен около двора митрополита, через некоторое время он стал его домовым храмом. До середины 17 века сюда приходили патриархи и митрополиты, чтобы молиться в одиночестве.
Большую часть каменных зданий в Кремле в то время строили архитекторы из других стран, в основном из Италии. Воздвижением храма занимались псковские зодчие – Мышкин и Кривцов. Считается, что такой выбор был сделан во избежание волнений среди народа. С тех пор Ризоположенская церковь считается прекрасным примером отражения традиций русского зодчества. На фоне Успенского собора – возвышающегося грандиозного сооружения – она выглядит лёгкой и воздушной.
Реставрации церкви
В былые времена духовные лица заходили в церковь Ризоположения прямо из митрополичьих палат – они шли по крытым переходам, минуя улицу. За все эти годы собор не единожды страдал от разрушений и пожаров. Самое крупное разорение пришлось на Смутное время. Тогда, на рубеже 16 и 17 веков, в Москву нагрянули шведско-польские воины – интервенты. Они напали на церковь Ризоположения в надежде отыскать драгоценности, принадлежащие митрополитам, патриархам, и нанесли серьёзный ущерб интерьеру. Восстановлением храма занимались уже Романовы.
Сегодня святилище представляет собой пример единообразного оформления храма 17 века, так как реставрация различных элементов внутреннего убранства шла одновременно. Практически сразу по завершении восстановления молельни рядом с ней построили новый патриарший двор, внутри которого установили храм. Церковь Ризоположения же была передана царскому двору. Её соединили с палатами царевен и цариц с помощью переходов, и позднее она стала одним из храмов правящей семьи.
Над западной и северной папертями были установлены крытые галереи. Затем туда пристроили часовню, чтобы облегчить доступ к образу Печерской Богоматери.
В 1917 и 1918 годах, во время обстрела, храм сильно пострадал. Позже все молельни Кремля закрылись.
В середине прошлого века церковь Ризоположения открыли как музей, после проведения масштабных работ по реставрации сооружений. В 1990-х годах его передали Русской Православной Церкви, а через три года здесь снова начались богослужения, проходящие по престольным праздникам.
В настоящий момент они совершаются всего один раз в году – 15 июля.
Интерьер и реликвии
Заходят в церковь с северной стороны. До сих пор здесь можно видеть декор, сохранившийся ещё с 17 века – роспись и оформление портала и его арки. В галерее же расположена экспозиция скульптуры, сделанной из дерева. Можно видеть и горельев святого Георгия – его фигура сразу привлекает внимание. Эта скульптура является одной из самых древних в нашей стране.
В церкви находятся рельефная икона «Снятие с креста», привезённая из Новгорода, иконы из дерева – их переместили сюда из Соловецкого монастыря. Также здесь хранится ростовская «Богоматерь Знамение». Изображён на одной из картин и митрополит Иона, который причастен к созданию самой Церкви Ризоположения.
Многие из икон, расположенные здесь, принадлежат работе Назария Истомина, и были выполнены ещё в 17 веке. Тематика стенных росписей – прославление Богородицы.