Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная площадь.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме четверга.
История Успенского собора
На сооружение собора ушло 4 года – строительство началось в 1475 и окончилось в 1479 году. Руководил процессом Аристотель Фиораванти – итальянский зодчий. До 1917 года он являлся главным кафедральным собором в нашей стране, пока не было упразднено самодержавие. Здесь покоятся все патриархи Москвы первого патриаршего периода, за исключением двоих – Игнатия и Никона.
Первый собор построили здесь в начале 14 века. В то время, когда Россией правил Иван Первый. В 1326 году там, где раньше стоял деревянный храм, заложили собор Успения Пресвятой Богородицы, из белого камня. Строили его по образу сооружения, располагающегося в Юрьеве-Польском. Успенский собор стал первым храмом столицы, в основу которого была положена каменная кладка.
Когда к власти пришёл Иван Третий, со святилища сняли статус кафедрального собора централизованного Московского государства. Многие склоняются к мысли о том, что здание уже готовили к сносу, поэтому ремонт был заброшен, сама молельня обветшала.
В 1471 году митрополиту Филиппу пришла в голову мысль о создании нового собора из камня, на смену старого, построенного ещё Калитою – время и пожары оставили свои следы.
В те годы размер храма, который было решено устанавливать, был поистине впечатляющим. Строительство поручили русским зодчим – Мышкину и Кривцову. Закладка состоялась уже в апреле. Однако процесс не был доведён до конца – спустя три года землетрясение обрушило уже начавший вырастать храм.
Для воздвижения нового собора пригласили итальянского архитектора – Аристотеля Фиорванти. Он разобрал останки рухнувшего храма и по его подобию создал новый.
Самые первые росписи его относятся к периоду 1482-1515 годов. В этом процессе участвовал иконописец Дионисий. Спустя ещё сто лет – в середине 17 века – его расписали снова, однако прежние следы остались. Теперь это уникальный образец фресковой живописи, самый древний экземпляр в Кремле.
На протяжении всего прошедшего времени собор множество раз был реставрирован, обновлен, и даже пережил несколько пожаров. После одного из них храм покрыли сверху позолоченными листами из меди по приказу Ивана Четвёртого.
Государь провёл здесь венчание на царство – состоялось это в 1547 году. Здесь же, через 50 лет, проходил Земской собор, в результате которого избрали нового царя – Михаила Фёдоровича.
В период Петра святилище выполняло также роль места коронации императоров. С 18 века здесь хранится «Акт о престолонаследии». Через 15 лет, во время войны с Наполеоном, французское войско ворвалось в храм, разграбило и осквернило его. Однако многие из самых ценных предметов успели отвезти в Вологду. Среди всех гробниц неповреждённой осталась лишь рака, в которой покоился митрополит Ион.
Через год после нападения на собор армии Бонапарта, молельню вновь осветили.
В 1823 здесь оставили храниться манифест Александра Первого, согласно которому после его кончины право на престол переходит к его брату – Николаю Павловичу.
В конце 18 века, и также в начале 19 собор подвергся реконструкции, руководил которой в первом случае С. Родионов, во втором – С. Соловьёв. В 1911-1915 храм также улучшали, на этот раз архитектором выступил И. Машков.
Через два года после окончания последней реконстркуции, в 1917, здесь открывается Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви. Спустя 2 месяца было решено восстанавливать патриаршество, и уже в ноябре внтронизировали патриархат Тихона.
В марте 1918 года святилище закрыли к богослужениям и посещениям, когда правительство России переехало в Кремль. В последний раз служба прошла здесь 22 апреля того же года. Событие это стало первоначальной темой картины «Русь уходящая», написанной Павлом Кориным.
Какой статус имеет храм в настоящее время?
В середине прошлого века собор был открыт в качестве музея. Через некоторое время его передали в ведение Минкульта СССР.
Сегодня богослужения в храме проводятся лишь в определённые дни, по благословению Патриарха. Проводятся такие мероприятия под названием Патриаршие кафедральные.
Архитектура собора
У собора лаконичный облик – фасады разделены лопатками, стены гладкие, окна узкие, имеется аркатурный пояс. Его апсиды невысокие, прикрываются пилонами со стороны севера и юга.
В качестве украшения молельни выступают пять больших глав ближе к востоку.
Крестовые своды, имеющие толщину всего в один кирпич, а также проёмные и внутристенные связи из металла впервые были применены Аристотелем Фиорванти. Его предшественники, занимающиеся архитектурой собора, не справились с этой задачей.
Самым же главным в идее храма стало то, что дополнительные арки, установленные сзади иконостаса, переносят большую часть нагрузки барабанов на восточные компартименты. По этой причине стало возможным поместить в центре и в западной части здания округлённые и тонкие столпы. Всё это создаёт впечатление цельности, лёгкости помещения, в котором должны происходить моления.
Интерьер собора
В храме хранится Гвоздь Господень, а также посох, принадлежащий ранее святителю Петра – митрополиту Киевскому и всея Руси.
В конце 14 века здесь держали Владимирскую икону Божией Матери, которую в 1930 году перенесли в Третьяковскую галерею.
До тех пор пока не был учреждён Святейший синод, в соборе были погребены многие святители Москвы.