Для того, чтобы загореться идеей создания мини-отеля, достаточно лишь понаблюдать, как работают подобные заведения, которые вы посетили. Ничего ведь сложного: есть здание, есть укомплектованные номера, есть персонал. Каждый знает свое место и обязанности, поэтому функционирование гостиницы подобно налаженному механизму с ощутимым акцентом на домашний уют.
Но не советуем вам браться за осуществление еще «горячей» идеи – создание мини-гостиницы требует тщательного анализа своих возможностей. Не отговариваем, ни в коем случае! Просто советуем распланировать каждый шаг и каждый рубль (доллар), прежде чем начинать строить собственный гостиничный бизнес.
Бизнес-план: для инвестора или для себя?
Вся идея должна излагаться в важнейшем документе каждого уважающего себя предпринимателя – бизнес-плане. Ошибочно думать, что подобные проекты создают только для «дяди-инвестора» и исключительно в случае, когда нуждаются в привлечении средств со стороны.
Бизнес-план – это основа и «шпаргалка», в нем детально описаны цель, средства ее достижения, анализ рынка, изучение стратегии конкурентов, прогноз расходов и дохода.
Безусловно, качественно выполненный документ становится основанием для предоставления инвестиций, но и для самого предпринимателя он играет немаловажную роль.
Создание мини-гостиницы всегда начинается из составления бизнес-плана – это правильная традиция, от которой не стоит отказываться.
Какое помещение использовать?
Согласно статистике, маленькие отели настолько популярны, что размещение в них превышает 60%. Благодаря неповторимости атмосферы им удалось перещеголять даже крупные гостиничные комплексы, в которых человек чувствует себя не гостем, а, скорее, участником, деталью, огромной системы.
Поэтому задание №1 при организации собственной гостиницы – подобрать помещение, которое было бы не только удобным технически, но и обрело положительную ауру в процессе эксплуатации. Плюс соответствовало бы всем требованиям законодательства по непричастности к жилому фонду и не создавало бы дискомфорта для соседей.
При выборе здания необходимо ориентироваться на:
- этаж, на котором будет располагаться отель (по ГОСТу это должен быть первый или первый над техническими помещениями);
- наличие развитой инфраструктуры в районе расположения гостиницы;
- близость исторических, культурных достопримечательностей;
- наличие отдельного входа;
- общую площадь помещения не менее 300 м2.
Очень удобно использование для создания мини-гостиницы частного дома: собственного, в котором проживаете, при условии, что он достаточно просторный, приобретенного или специально построенного для этой цели.
Перепланировка и реконструкция
Создание мини-гостиницы включает в себя достаточно длительные и скучные процессы – к этому потенциальный владелец отельного бизнеса должен быть готов морально. Около года придется провести в заполнении документации, утверждении проекта и ожидании результатов, а также тесном общении с чиновниками всех рангов.
Но это, опять-таки, не запугивание, а констатация факта, от которого никуда не денешься.
После завершения всех рутинных дел можно приступать к творчеству – разработке и обустройству экстерьера и интерьера гостиницы, приобретению и установке необходимых коммуникационного оборудования, мебели и декоративных предметов.
Ценообразование
Ценовую политику каждый владелец гостиницы учреждает самолично, ориентируясь на среднерыночную и проанализировав предложения конкурентов. Следует заметить одну важную деталь: мини-отели конкурируют только в своей «весовой категории», поэтому ценовая политика крупных гостиничных комплексов им не страшна.
Оптимальные цены в мини-гостиницах мегаполисов составляют 800-2000 рублей, в зависимости от уровня предоставляемых услуг, а в аналогичных заведениях в регионах – от 350 до 1500 рублей.
Услуги
Перечень предоставляемых услуг обязательно должен быть предусмотрен еще на этапе чернового планирования бизнеса. Таким образом, вы будете знать, сколько человек вам нанимать на работу, какие должности утверждать в штатном расписании, какое оборудование приобретать и какой бюджет закладывать для реализации проекта.
К обязательным гостиничным услугам относятся:
- уборка номеров;
- смена белья;
- хранение ценных вещей постояльцев (предоставление сейфа);
- стирка и глажка вещей (или создание условий для самостоятельного осуществления процессов);
- вызов «скорой помощи»;
- предоставление телефонной или интернет-связи.
Дополнительный пакет услуг – на усмотрение владельца.
Персонал
Владельцу мини-отеля следует сразу настроить себя на то, что к персоналу он будет относиться очень строго и дать это понять претендентам на должности при собеседовании.
Наличие обслуживающего персонала, качество выполнения работниками своих должностных обязанностей – в малых отелях организация труда и дисциплины точно так же, как и в больших. И ответственность за своих подчиненных в этом случае полностью возложена на плечи директора (владельца).
Отличие – лишь в количественном составе работников. Для отеля мини-формата требуется не более 7 человек обслуги: горничные, администраторы, начальник отдела бронирования, управляющий, бухгалтер. Совмещение должностей вполне допустимо в целях экономии средств.
Отлично, если, кроме старательности и доброжелательности, работники вашего отеля будут обладать еще одним важным в современном гостиничном бизнесе качеством: способности к изучению иностранных языков – очень много гостей из-за рубежа предпочитают останавливаться именно в маленьких гостиницах.