- Адрес: г. Москва, Кривоарбитский переулок, д. 10. Метро: Смоленская, Арбатская.
- Цена билета: 600 руб, льготный – 300 руб.
Как попасть на экскурсию?
Побродить по Дому можно только в составе организованной группы, возглавляемой экскурсоводом. До конца 2017 года начало в 12.00. Проводятся экскурсии каждый день, кроме понедельника и воскресенья. В группе должно быть менее 5 человек.
Если покупка билетов уже была осуществлена, и группа сформирована, её участников невозможно заменить.
Перед самим посещением необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность – паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении, а также льготный документ, при наличии.
Прогулка по музею длится от полутора до двух часов. Сбор начинается за 10 минут до входа в здание. В самом помещении администраторы выдают одноразовые тапочки. Для детей необходимо брать сменную обувь с собой.
В каком состоянии находится Дом?
Специалисты оценивают техническое состояние сооружения как неудовлетворительное – в стенах, перекрытиях и перегородках множество трещин, а на примыкающем участке – оседания грунта. Сказались и попытки восстановить прежнее состояние помещения, проведённые в конце прошлого века. В 2006 году Дом даже включили в список 100 памятников, которые находятся под угрозой исчезновения, из-за его плохого состояния.
Не так проста и юридическая сторона существования здания – великий архитектор указал в своём завещании, что он по наследству должен перейти к его детям. Однако из-за разногласий, возникших между сыном и дочерью, и нежелания брата жить вместе со своей сестрой, началась многолетняя тяжба. Сегодня наследственное дело до сих пор не закончено, хотя на данный момент идёт спор о том, будет здание принадлежать Москве или перейдёт в федеральную собственность.
История Дома Мельникова
Построили Дом в 1927-1929 годах в Москве, в Кривоарбатском переулке, специально по проекту Мельникова, для его семьи.
Константин Мельников мечтал о постройке собственного дома-мастерской ещё со студенчества - он ходил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1920-м годам он уже создаёт эскизы проектов возведения будущего дома в новаторском стиле, несмотря на возникавший у него ранее интерес к традиционализму.
Он долгое время проектировал здание, создавая различные его варианты на бумаге – он имел форму круга, овала и яйца, в конечном же итоге он сделал проект с двумя цилиндрами, врезанными друг в друга. Большое влияние на будущее строение оказала коммунальная квартира, которая во время проектировки играла роль уютного жилища для семьи Мельникова.
Особенность здания в том, что в конце 1920-х годов, во время сворачивания НЭПа, государство начало отстраивать дома-коммуны, но всё же Константину Степановичу было позволено воздвигнуть собственный, частный, в самом центре Москвы.
Это можно объяснить сразу несколькими моментами. Дом-мастерская признавался экспериментальным сооружением – была интересна идея попробовать создать круглое здание, что в дальнейшем могло быть использовано в иных проектах. Кроме того, Мельников был крупнейшим в СССР и в мире архитектором, после павильона от нашей страны для выставки в Париже. К тому же, его также освободили от обязательства по выплате ренты. По одной из версий, разрешили ему строить частный дом-мастерскую по другой причине – за создание саркофага Ленина В.И.
Некоторые конструкции перекрытий и стен, которые имели место в Доме, так уникальны, что в дальнейшем были запатентованы самим Мельниковым.
Ближе к 1930-му году, во время окончания работ над сооружением, в журнале «Строительство Москвы» развернулась бурная дискуссия, посвящённая целесообразности данного предприятия.
Через 10 лет после постройки Дома две перегородки на нижнем этаже разобрали, затем, во время войны, были утрачены кровати, встроенные в пол спальни, потолочная и стенная отделки. Один из взрывов от бомб выбил и стёкла в здании.
Через 30 лет после войны дом несколько изменился – выкрасили фасады, вновь установили забор и калитку, опять поставили сарай, на этот раз из кирпича, а не из дерева.
Создание музея
Несмотря на то, что здание было жилым помещением, на протяжении всей его истории, экскурсии сюда ходили с самого начала. Дом также посещали и поодиночке, о чём даже имеются записи в архиве. Сын Константина – Виктор – планировал создать из здания музей. Поэтому он никогда не продавал каких-либо работ, связанных с именем своего отца, и проводил экскурсии по дому. Сюда приходили студенты-архитекторы, различные специалисты.
В 1985 году Мельников обратился к государству с просьбой превратить сооружение в музей, однако при условии, что ему будет дозволено продолжать жить в нём, а другие наследники получили квартиры.
В начале 2013 года был проведён конкурс на разработку концепции музея. Победивший проект-бюро начал готовиться к музефикации в октябре 2014, и уже с декабря Дом-мастерская принимает посетителей в новом качестве.