- Адрес: ул. Новая площадь, д. 12, стр.1
- Вход: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00; среда и пятница: с 11:00 до 19:00.
- Выходные дни: последняя пятница месяца, понедельник.
Провиантские склады – комплекс зданий, выполненных в стиле ампир. Одно из практически полностью сохранившихся крупных общественных сооружений начала 19 века.
Описание провиантских складов
Сначала предназначение комплекса было утилитарным, однако необходимо было создать правильный художественный образ для единства архитектурных ансамблей. Он включает в себя три корпуса, схожих между собой – они образуют парадный фронт застройки улицы Остоженка и площади, вместе с кордегардией, расположившейся во дворе.
Сам корпус представляет собой прямоугольное здание, состоящее из 2 этажей, каждый из которых имеет высоту 6 метров. Две внутренние стены – двухъярусные аркады – делят сооружение на три равные части.
Несмотря на то, что Стасов был создателем проектов строительных ячеек этого комплекса, над всем ансамблем работал архитектор Шестаков, который установил в этом тесном и участке неправильной формы крупные корпуса, и поставил на заднем дворе – у самой границы – здание кордегардии, а также чугунные ограды.
Весь комплекс представлен в виде цепи равнозначных звеньев, сомкнутых между собой, и выступающих также в качестве парадного фронта застройки Остоженки и площади.
Как используются Провиантские склады?
Склады были созданы для хранения запасов продовольствия для Хамовнических, Лефортовских, Спасских казарм и других военных подразделений, расквартированных неподалёку. Около века их использовали по назначению, а в революционное время они выступали в качестве пункта обороны российской армии. На одной из стен есть мемориальная доска с надписью.
Жизнь здания была нарушена в 1930-х годах, когда территорию отдали Генштабу РККА. Через почти 20 лет было проведено обследование помещения, которое выявило грубейшие нарушения в его эксплуатации, и это при том, что склады были памятником архитектуры, и значились как охраняемые государством. Комитет по делам архитектуры попросил вывести отсюда автобазу, однако это оказалось безрезультатным.
Уже в начале 21 века в качестве хозяина здания выступала автобаза специальных и грузовых автомобилей Генерального штаба, а реставрация в последний раз проводилась в 1980-е годы.
Правовые вопросы
На протяжении не одного десятка лет органы госохраны памятников Москвы много раз поднимали тему удаления автобазы с территории складов, и о том, чтобы передать комплекс профильным ведомствам. С 1999 уже существует договорённость с Минобороны о том, чтобы строить вместо них автохозяйства. Лишь в 2006 Провиантские склады начали окультуривать. Тогда Юрий Лужков вместе с Германов Грефом постановили передать их столице, наряду с другими памятниками архитектуры, такими как дом Пушкина на Арбате и Китайгородская стена. Вместо этого правительство построило новую автобазу, расположившуюся на Бережковской набережной и Рублёвском шоссе. За всё это пришлось заплатить около 1 миллиарда рублей. В то время собственником земли под Провиантскими складами выступал АПН.
В конечном итоге здание получил Музей истории Москвы в 2010. За два года до этого оно стало принимать посетителей, выступая в качестве выставочной площадки. Перед этим территория была очищена от горючих материалов, снято 10 слоёв пропитанного мазутом асфальта.
Музей Москвы
В начале лета 2007 года здесь повесили табличку «Музейное объединение «Музей Москвы». Наконец жители и гости города смогли посмотреть на ансамбль не только со стороны фасада, но и его интерьеры, где впервые были размещены выставки.
Сейчас здесь можно видеть экспозиции «Москва 18-19 веков», «Древняя и средневековая Москва», воссозданные заново, а также те, что созданы впервые – «Московская битва. Начало Великой Победы» и «Москва. 20 век. Лица эпохи».
Юные жители Москвы приходят на интерактивные программы – «Военное детство», «Дорогами предков», «Солнечная столица», и посещают различные экскурсии.
Строительство складов
Пока на месте будущих складов не началась застройка, здесь находилась городская слобода, большие владения бояр Стрешневых, а также пустые огородные участки.
Строительство заказал Провиантский приказ, который отвечал за снабжение провизией нашей армии. Работы начались в 1829 и закончились в 1835. Ими руководил Фёдор Шестаков, опиравшийся на проект Василия Стасова.
Первый проект «образцового» склада изначально создавался Стасовым за 8 лет до начала строительства, в дальнейшем он повторил его для столицы. При этом авторство ему было необходимо доказывать, обращаясь к архивным исследованиям.
Точная дата возведения неизвестна – источники дают разную информацию. Это может быть и 1829-1831, и 1830-1835 года.